Миссионерский Листок Храма Дорога к Богу

Для того чтобы встретиться с Богом, человек должен двигаться в ту сторону, где Бог находится. Что это за движение? Оно заключается в изменении самого себя, приведении себя, с помощью Господа, «в божеский вид», исправлении в себе самом человеческой природы, искаженной грехопадением прародителей. Понять, как это происходит, нам поможет притча аввы Дорофея.

«Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т.е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой.

На сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении.

Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога.

Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом.»

Притча эта, в нашем нынешнем языке, может быть названа моделью мироустройства, и в рамках этой модели удобно рассматривать всю жизнь православного, да и вообще любого человека.

Каждый только что родившийся человек еще не вступил в личные взаимоотношения с Богом, и его можно изобразить точкой в каком-либо месте окружности. И до тех пор, пока человек на примет Крещение, он на окружности и остается. Стоит себе, вертит головой во все стороны, Бога – Творца своего, и не замечает. Может и всю жизнь так простоять. Только Крещение поворачивает человека к Богу, показывает ему верное направление движения. Но первый шаг человек должен сделать сам, или, по крайней мере, захотеть его сделать, пожелать встретиться с Господом. Потому, что каждому из нас, как некогда Адаму и Еве, Господь дал выбор: жить с Богом или жить без Бога.

Для каждого человека у Бога предуготован путь, наилучшим образом ведущий путника ко спасению. Путь этот – траектория изменений, которые должны произойти внутри человека, активизация в человеке образа Божия и приближение его к подобию Божиему. Для прохождения этого пути человеку и дается земная жизнь со всеми ее внешними обстоятельствами. Ничего из того, что происходит с человеком, не есть случайность. Встречи с людьми, любовь и предательство, материальное благосостояние и нищета, интересная работа или скучное отбывание трудовой повинности, прочитанные книги, болезни, невзгоды и трагедии – каждому дается то, что именно его подталкивает к изменениям, делает пригодным для Царствия Небесного.

Не все идут по этому пути спасения. То есть земную-то жизнь от рождения до смерти проживают все, но многие, даже и люди крещенные, проживают ее без Бога. Считая, что жизнь – это самореализация, что они способны сами выстроить ее. Радуясь, когда удалось подчинить себе внешние обстоятельства, и впадая в уныние, если «проиграли». Такие люди, возвращаясь к нашей модели, ходят по окружности, не слишком удаляясь от исходной точки («от себя не уйдешь»), и даже не начинают двигаться к центру, к Господу.

Да не будет с нами такого!

Комментарии закрыты.